С конца марта почти вся жизнь нашего клуба перешла в онлайн. Мы играем в турнирах на chess.com, тренеры переписываются с учениками в мессенджерах, но, конечно, главное - это занятия. Их структура полностью соответствует офлайну: теория и практика. Теоретическая часть проходит на платформе zoom, практическая часть - на chess.com.
В начале, конечно, были сомнения, что удастся выполнить задуманное и полностью перевести учебный процесс в онлайн без потерь в качестве. Будет ли удобно тренеру? А ученикам? Будут ли занятия технически доступны всем и будет ли легко разобраться в нашей инструкции? Сможет ли тренер поддерживать дисциплину?
Теперь, когда процесс полностью отлажен, на наши вопросы есть ответы.
Тренерам удобно
Большинству тренеров пришлось немного переоборудовать свои компьютеры: установить новые программы или даже приобрести новый ноутбук. Но есть плюсы: ходить на работу недалеко - в соседнюю комнату :)
Ученики быстро освоились
С учениками сложнее: их немного больше, чем тренеров. И если у кого-то уже был опыт в zoom, то многие столкнулись с чем-то подобным впервые. Большинству приходилось объяснять, как настроить всю систему - это нормальный процесс при внедрении нового.
Конечно, не все присоединились к занятиям в новом формате. У кого-то не получилось технически (нет современного компьютера, быстрого интернета и т.д.). Но самый важный сдерживающий фактор - страх нового. Он настолько мощный, что преодолеть его довольно сложно. Но мы гордимся родителями наших учеников и тем, что такой большой процент из них не побоялся нововведений! Надеемся, что и остальные осмелятся;)
Уроки похожи на офлайновые
Непосредственно урок также организован довольно удобно: тренер видит одновременно и свою большую демонстрационную доску, и всех учеников. Понятно, кто чем занят на уроке: кто активно участвует, колупается в носу или залипает в телефон под столом. Тренер вызывает учеников по поднятой руке - она тоже хорошо видна. А если кто-то начинает баловаться и слова тренера не помогают, то в крайнем случае можно отключить звук или даже отключить от урока. Впрочем, до этого пока не доходило:)
Младшие тоже могут заниматься
Работать с младшими учениками тоже реально. Конечно, более старшим легче подключиться к zoom и chess.com самостоятельно. Тем не менее на первых уроках участие родителей и помощь администратора были абсолютно необходимы каждому. Но сейчас всем всё более-менее понятно. А для того, чтобы родители и дальше могли помогать детям 6-7 лет, их занятия начинаются в то время, когда большинство родителей уже вернулись с работы.
Выводы
Основной вывод: шахматы можно отлично адаптировать для онлайн-занятий. Нам очень повезло, гораздо больше, чем другим видам спорта. И этим необходимо пользоваться всем.
В условиях пандемии не такой уж большой выбор качественных занятий. Поэтому начать учиться шахматам сейчас стоит даже тем, кто еще не умеет играть.
А тем, кто уже занимается, опыт использования zoom и игровых платформ, анализаторов и дебютных баз в любом случае пригодится в дальнейшей шахматной жизни.